Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 18:53

Сайт преподавателя математики Геворкяна Александра Роберт...

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Повышение квалификации

Главная » 2017 » Январь » 16 » Республиканская научно-практическая конференция "Современные образовательные технологии в учебном процессе"
18:37
Республиканская научно-практическая конференция "Современные образовательные технологии в учебном процессе"

Мастер-класс для преподавателей.

 

    Геворкян Александр Робертович,   преподаватель  математики,

высшая  квалификационная категория, 

руководитель МЦК общеобразовательных дисциплин  

      КГКП «Тобольский профессионально – технический колледж»  

 

Тема:  " Создаём учебно-исследовательскую  работу  "

 

 Цель мастер - класса: обучение участников построению образовательного процесса с учетом исследовательской деятельности обучающихся.

Задачи:

 • Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности обучающихся;

 • Определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности обучающихся;

 • Формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса.

Оборудование:   несколько объектов исследования - обычных предметов  (стакан с водой, календарик карманный, жевательная резинка, тетрадь, старинная монета, конверт, газета,…),  методические заготовки для написания и защиты работы, раздаточные методические материалы (образцы работ) , электронная презентация  «Как написать исследовательскую работу», несколько ученических  исследовательских  работ в качестве образцов,  2 листа ватмана и фломастеры.

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая.

 

 

План занятия

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
  Бернард Шоу

Части - блоки  занятия

Временная реализация

1.Организационный момент: Эмоциональный настрой.

 

3 минуты

2.Мотивационный этап

4 минуты

3.Диагностический этап.

5 минут

4.Организация целевого пространства.  Актуализация проблем.

 

5 минут

5.Организация исследования. Работа в группах.

Представление исследовательских работ всех   групп или части групп.

 

20 минут

 

 

6.Организация рефлексивного пространства. Этап «Рефлексия».

 

5  минут

7.Итоги  занятия. Полученный продукт.

 

3 минуты

 

  1. Создание эмоционального настроя. Организационный этап. 

 Добрый день, коллеги!  Я приветствую вас! Поприветствуем друг друга улыбкой! Вот и замечательно!

Я приглашаю вас к диалогу:

- Кто такие исследователи?

  • Исследователи — лица, занимающиеся научными исследованиями, способствующие получению новых знаний.
  • Слово исследование буквально переводится как «следование изнутри» и обозначает процесс научного изучения чего-либо.

- Каких исследователей, первоткрывателей вы знаете?

(Рычков Петр Иванович, Аристотель, Пржевальский Николай  Михайлович, Беринг Витус Ионассен, Лихачев Дмитрий Сергеевич)

 - Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?

(Любознательность, жажда знаний, тяга к новому, неизведанному  Наблюдательность  Терпение  Творчество  Трудолюбие Пытливый Эрудированный  Целеустремленный)

 - А могут ли ученики быть исследователями?

Ребенок с первых  уроков и каждый день делает открытия, с той только разницей, что эти открытия делаются  им не для человечества, а для него самого – конкретного маленького человека. Педагогу  очень важно и дальше развивать его познавательную активность. В начальной школе почти у всех детей есть мотив к обучению – любознательность, в средней школе этот мотив, к  сожалению, у многих детей исчезает.  Кроме того, с  введением ЕНТ и профильного обучения,  возник  крен в сторону приоритета развития профессиональных компетенций учащихся в ущерб универсальным (таким, как способность к анализу, обобщению, синтезу).

Вот поэтому уже в течение нескольких лет я работаю над проблемой «Как проектно-исследовательская методика влияет на развитие творческих, ориентационных, общих компетентностных способностей обучающихся».

 Как то, встретив высказывание Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не научатся сами», придерживаясь его,  я решил начать с себя. Пересмотрел множество литературы, выбирал из неё наиболее значимые моменты. Накопил, думаю, не плохой материал.

  1. Мотивационный этап.

Вопрос: хотите быть успешными в жизни?                                                                            

 - Что такое успех? (рассуждения слушателей)

 (Успех — удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели. Википедия)

- Отчего зависит успех? Что необходимо для успеха? (рассуждения слушателей)

А я знаю формулу успеха…Поделиться?                                        

(Каждый получил сопроводительный конспект занятия, предлагаю вам работать в нем)

Формула:  Успех в жизни =

ЗНАНИЕ + УМЕНИЕ + ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ +ТВОРЧЕСТВО

Пояснение к составляющим формулы:

- Для того, чтобы достичь успеха в жизни, мало ЗНАТЬ, нужно УМЕТЬ

- Слишком многие из тех, кого хоронят в 80 лет, на самом деле умерли еще в 20. Слишком многие плывут по жизни по течению, так и не раскрыв свой потенциал и используя лишь малую долю своих способностей. Согласно последним научным данным, человек в среднем использует только 1/100 от 1% своего интеллекта в течение своей жизни, тогда, как, по словам уважаемого исследователя Ивана Ефремова, «мы могли бы, без затруднений, выучить свыше 40 иностранных языков, запомнить несколько энциклопедий от А до Я и пройти десятки курсов обучения в разных институтах.

- «Предназначая только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий».           

                                                                                                  Песталоцци

Сообщаю обучающимся , что мы от природы исследователи! Приводим примеры, как дети в возрасте до года и чуть выше, познают мир через вкусовые, зрительные чувства и т.д.

3.Диагностический этап.  Прежде чем приступить к созданию алгоритма исследования, предлагаю  учащимся познать себя через следующий диагностический инструментарий…

Выявление исследовательской позиции (активности) обучающихся.

При помощи методики Шумаковой Н. Б. можно оценить разные стороны проявления исследовательской позиции в обучении:

  • Исследовательская активность, ее устойчивость и широта;
  • Стремление к самостоятельному, продуктивному познанию неизвестного;
  • Настойчивость в достижении познавательной цели.

Вспомнив слова Боэция «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет», предлагаю определить вашу, коллеги, исследовательскую позицию.

Задание: прочтите внимательно каждое утверждение и выберите тот ответ, который  подходит тебе больше всего. Поставьте значок V в соответствующей графе.

Утверждения

Не согласен

Скорее не

согласен

И так, и так

Скорее согласен

Согласен

 

1.

Долго изучать какой-то вопрос – это, пожалуй, скучновато

 

 

 

 

 

 

2.

Что-то непонятное (изображение, слово, явление, предмет), может занимать меня больше, чем веселая игра или телепередача

 

 

 

 

 

3

Чем труднее найти ответ на вопрос, тем больше мне хочется  все-таки найти его

 

 

 

 

 

4

Хорошо, если бы на дом задавали только такие задания, когда нужно что-то выучить или запомнить

 

 

 

 

 

5

Обычно экскурсии меня утомляют, потому что невозможно воспринять такое большое количество информации

 

 

 

 

 

6

Очень трудные задания вызывают у меня раздражение

 

 

 

 

 

7

Я огорчаюсь, когда на уроке приходится ломать голову над какой-нибудь сложной задачей (проблемой)

 

 

 

 

 

8

Обычно я скучаю, когда учитель все подробно объясняет и дает на все готовые ответы

 

 

 

 

 

9

Бывает так, что, выполняя какое-то интересное задание, я начинаю искать ответы на вопросы, которых в задании не было

 

 

 

 

 

10

Люблю посидеть с книгой  или энциклопедией, в которой всегда можно найти много интересного о том, что еще не знаешь

 

 

 

 

 

11

В своих размышлениях я часто возвращаюсь к тому, что мне не удалось сделать  (решить)

 

 

 

 

 

12

Иногда меня раздражает звонок на перемену, потому что я не успел разобраться в том, что хотел выяснить

 

 

 

 

 

13

Для меня, пожалуй, легче что-то запомнить, чем самостоятельно разобраться в сложном вопросе

 

 

 

 

 

14

Если мне не удалось сделать то, что хотелось, то я стараюсь больше к этому не возвращаться

 

 

 

 

 

15

Мне нравится, когда нужно самому найти какую-нибудь информацию и разобраться в том, что непонятно

 

 

 

 

 

16

Я с радостью займусь другим делом, если у меня что-то не получается

 

 

 

 

 

17

Обычно я очень нервничаю, когда в задании нет четких требований о том, как оно должно быть выполнено

 

 

 

 

 

18

Мне очень трудно прерваться, когда я занят изучением чего-то интересного или  решением какого-то вопроса

 

 

 

 

 

19

Обычно мне в музее скучно

 

 

 

 

 

20

Люблю задания с какой-нибудь хитростью, секретом.

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов             

1.Поставить балл напротив ответа на каждое из утверждений 2,3,8,9,10,11,12,15,18,20, следуя инструкции: 

«не согласен» -   /-2/

«скорее не согласен, чем согласен» - /-1/

«и так, и так» - /0/

«скорее согласен» - /1/

«согласен» - /2/

2. Поставить балл напротив ответа на каждое из утверждений 1,4,5,6,7,13,14,16,17,19, следуя инструкции: 

«не согласен» -   /2/

«скорее не согласен, чем согласен» - /1/

«и так, и так» - /0/

«скорее согласен» - /-1/

«согласен» - /-2/

3. Подсчитать сумму положительных и отрицательных ответов

Суммарный результат представляет показатель уровня выраженности исследовательской позиции в обучении.

 

 

Таблица перевода сырых баллов в стены

стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-4 и меньше

-3 до  0

1 -5

6 - 9

10 - 11

12 - 13

14 - 18

19 - 22

23 – 27

28 и больше

 

1-3 - уровень низкий

4-7 - уровень средний

8-10 - уровень высокий

 

4. Организация целевого пространства. Актуализация проблем.

Самая  большая проблема у обучающихся и преподавателей  возникает с выбором темы исследовательской работы. Оказывается, что  эти темы окружают нас повсеместно, стоит только внимательно присмотреться и задуматься  о сущности и значимости этого окружения. В этом и будет сегодня заключаться «изюминка» мастер-класса.  

             Только достигнув поставленной цели, которая предлагает  новый   

     продукт,  средство, модель, проект. Через это обучающиеся познают   

     истинную   сущность и успех  проведённого исследования.  

Задание: Выберите в свою группу объект и тему исследовательской работы из моих предложенных  предметов. Обсудите в группах свою деятельность, используя методические рекомендации.

Для сведения. Типы исследовательских работ:

Научно-исследовательская работа – работа учащегося, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением, характерным для исследования в научной сфере

Учебно-исследовательская работа – работа, связанная с выполнением эксперимента с известным результатом, описанным в науке, характерным для функционального навыка  исследования, развития способностей учащихся.

Реферативно-исследовательская работа – работа, написанная на основе нескольких литературных источников, включающая сопоставление разных точек зрения и на основе этого – собственную трактовку поставленной проблемы.

 - Скажите, что такое «Объект исследования. Предмет исследования».

5. Исследование проблемы. Работа в группах по  4 человека ( используя приложения 1-3)

     Вывод научной нормы. Написание работы по образцу.

Представление исследовательских работ

6. Рефлексия    

1.            Самая важная идея …..

2.            Самое трудное ……

3.            «Изюминка» занятия …..

4.            Мои рекомендации……

5.            Мои пожелания……

-  Продукт, полученный нами  сегодня 

- Зачем мне это надо? Я могу похвалить себя  за … 

7. Итоги  занятия. Полученный продукт.

 

Уважаемые коллеги, участники мастер – класса. Я благодарю вас  за сотрудничество. Надеюсь, что полученная информация не оставит вас равнодушными и поможет в освоение новых технологий. Желаю вам творческих успехов, успехов в освоении известного и неизвестного, открытий на каждом уроке.

 

 

 

Литература:

1. Шустова Л.Ф. Мастер –класс « Создаём учебно-исследовательскую работу»                 ( участвовал в данном мастер- классе в рамках международного педагогического форума, г. Санкт-Петербург,2015 г)

2. Мишакова В.Н. Из опыта работы по организации исследовательской деятельности учащихся Тягиной Ирины Алексеевны, учителя биологии МБОУ «Лицей 1» пос. Тюльган Тюльганского района.  bank.orenipk.ruText/t20_212.doc

3. Материалы  дистанционных курсов повышения квалификации « Проектная работа: выполнение  и оформление» г. Санкт-Петербург,2016 г.

4. Кожекина Т.В.   Технология  выполнения  учебно-исследовательской работы.  -М., УЦ «Перспектива»,2009.-168 с.

 Ресурсы Интернет

http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html;

http://himekoscho.ucoz.ru/load/5-1-0-100

http://bse.sci-lib.com/article109700.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%E0

http://www.slovochel.ru/cel.htm

http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852154155962

http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php

 

 

Просмотров: 514 | Добавил: gevorckyanalexander | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Тобольский профессионально-технический колледж
  • Олимпиады и видеоуроки Д.Тарасов
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz