Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 18:41

Сайт преподавателя математики Геворкяна Александра Роберт...

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Вопросы воспитания полиэтнической культуры студентов через призму духовного наследия И. Алтынсарина и А.Кунанбаева.

     

    Вопросы воспитания полиэтнической культуры студентов через призму духовного наследия И. Алтынсарина и А.Кунанбаева.

                   А.Р.Геворкян  

КГКП « Тобольский профессионально-технический колледж»

 

  Одним из источников актуальных проблем для общества являются современные условия этнического многообразия, в которых растет и формируется современное подрастающее поколение – «продукт мира без границ».  Открытость мира, глобализация  политического, экономического, религиозного и культурного пространств  выдвинули проблему формирования этнокультурной толерантности, так как сегодня обособленное существование народов и культур становится невозможным.  [ 1] Эта мысль хорошо прослеживается  в педагогическом наследии выдающихся казахских просветителей И. Алтынсарина и А.Кунанбаева.

            Они считали, что овладение духовной культурой улучшает нравы людей, зрело чувствующих смысл жизни, верных своему слову, честных. Педагоги-просветители глубоко верили, что молодежь, «получив более или менее основательное знание и проникнутая известным направлением, могла бы повлиять на окружающий народ свежими и здравыми мыслями».

            По мнению И. Алтынсарина и А.Кунанбаева, именно благодаря обучению и воспитанию, вырабатываются у человека интеллектуальные, нравственные, волевые и другие качества. [2] Они писали об обучении на родном языке, а позже и на других языках.  Красной нитью в их произведениях  проходит мысль об обучении и воспитании молодёжи. Основной целью воспитания  было очеловечивание человека через народную мудрость казахского народа. В  учебниках для казахских школ  были представлены история, география и культура родного народа. Педагоги-просветители верили в то, что народная педагогика  будет способствовать сохранению этнической самобытности казахов и благодаря  их деятельности были открыты  первые национальные  школы. В их трудах чётко прослеживается сочетание национального и общечеловеческого, а их идеи познания культуры других народов являются зачатками поликультурного образования. На идеях поликультурности образования  основывается программа «Пампедия» Яна Амоса Коменского, большая её часть имеет целью – формирование у детей умения жить в мире, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. [3] 

В   Послании народу Казахстана  «Стратегия  «Казахстан -2050: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан - Лидер нации Н.А. Назарбаев  отметил: « Гражданский мир и межнациональное согласие  - наша главная ценность. Мир  и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном. ». [ 4] 

      Сегодня современный урок рассматривается не только как деятельность преподавателя, т.е. форма обучения, но  и как деятельность обучающегося.  При помощи современных образовательных  технологий  преподаватель помогает студенту свободно самореализоваться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности  на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности. [5]

       Живя в XXI веке, нужно быть   этнокультурнокомпетентным человеком, а  это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию, воспитанию чувства собственного достоинства и дисциплинированности,  гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения.  К задачам формирования культуры межнациональных отношений  следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств,  умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах толерантности.[1]

      Выдающиеся политики и гениальные ученые, борцы за мир и деятели искусства разных стран, по-разному определяя   новое мышление, сходятся в одном: основа бытия и мышления человека современного человека  — диалог. В связи с этим стано­вится понятной необходимость проникновения диалога в самую серд­цевину учебно-воспитательного процесса. "Диалог, а не монолог — вот что явля­ется необходимым элементом действительно творческого процесса образования и воспитания молодежи.

     Современная математика выстраивается на границе нескольких спорящих друг с другом видений числа, множества, бесконечности. Математическое доказательство перестает быть просто цепочкой формально-логических рассуждений, становясь борением разных ло­гик. В физике элементарные частицы могут изучаться лишь в диало­ге двух взаимодополнительных определений: волнового и корпуску­лярного. Физическое событие как бы помещается в промежуток между различными логическими и историко-культурными его пони­маниями. Аналогичные переопределения предмета науки происходят в химии, биологии, психологии. [6] Исходя из своего  опыта преподавания естественно- математических предметов, считаю, что мне наиболее близка  технология диалога культур, основанная на коммуникативной концепции культуры М. Бахтина, раскрывшего доминирующую роль межличностного диалога личностей – культур в развитии общественного сознания, духовного мира.

         Диалог культур способствует воспитанию личности студента колледжа  как гражданина Республики Казахстан, государства, которое является одним из самых больших многонациональных государств в мире, в духе толерантности, сознания того что стремление к этнической идентичности должно рассматриваться в качестве источника общего духовного богатства, а не угрозы национальным ценностям и существованию отдельных народов.  «Он не такой как я» будет восприниматься уже по- другому: «Да мы разные, но мы вместе! В этом наша сила!» [5]       

      А.Кунанбаев и И.Алтынсарин – два великих мыслителя, в своей деятельности последовательно искали пути развития общечеловеческих ценностей – и в здоровье, и в гуманных межличностных отношениях, в тесном взаимодействии поколений, в просвещении, в равноправии народов. И.Алтынсарин  указывал: «В каждом народе и племени умейте находить богатство его лучших качеств», а А.Кунанбаев учил «создавать мнение о человеке по его поступкам, сущности, а не по внешнему виду, одежде, обманчивой обходительности; учил отличать чистые порывы души от корыстолюбивых страстей, ценить настоящую дружбу и любовь». [2]       

  Ведущей идеей технологии является самостоятельная переработка студентами знаний на культурологической основе (диалог культур) и конструирование собственного знания. Технология диалога культур позволяет студентам: развивать умение слушать, понимать, уважать другие точки зрения, имея при этом свою, побудить их сомневаться и быть открытым множеству взглядов других людей, обрести способность включаться в различные формы мышления. Реализовать эти важные принципы данной технологии возможно при проектировании и создании особой среды урока.

     Практика показывает, что продуктивное освоение технологии диалога культур возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
1. Позиция преподавателя  на уроке - позиция собеседника.
2. Обогащение содержания учебного материала культурными смыслами.

3. Позиция студента на уроке позиция исследователя.
   
Реализация данных условий при проведении урока диалога культур осуществляется следующим образом:
1.  Преподаватель на уроке выступает не как представитель существующего независимо от него и от студентов знания, которое  обучающийся  должен непременно усвоить. Он вступает в спор с собеседником, выстраивающим свою неповторимую позицию. М.Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе диалогического общения». Преподаватель не передает готовые знания, а выступает в роли собеседника.
Каждое мнение, в том числе и кажущееся ошибочным, принимается  во внимание. Уважение к любой точке зрения, если она рождена убеждением, обеспечивает свободу и непринужденность в обсуждении возникших вопросов. В столкновении несходных оценок, индивидуальных пристрастий высветляется наиболее существенное в изучаемом вопросе, развивается мысль студентов, они поднимаются на более высокий уровень культуры.
2. Дидактика урока предполагает наличие текста как источника и символа культуры, определение позиции собеседника представителя определенной эпохи, диалог студента с героем через текст. Преподаватель совместно со студентами находит сквозную проблему, на основе которой разворачивается диалог. Смысл диалога состоит в том, чтобы готовить каждого студента  к приобретению ценного свойства ярко выраженной индивидуальности.

В воспитании широко используются все жанры устного народного творчества, изложенные в письменной форме: сказки, легенды, шежире,  дастаны.
III. Уроки пронизывает не идея обобщения, а идея общения. Они становятся методом исследования личности, т.к. именно на уроках диалога культур происходит развитие диалога.
Результаты работы студента, его общение с людьми других культур реализуются в каждом учебном цикле в форме авторских текстов и рисунков, созданных во внутреннем диалоге этой культуры и в межкультурном диалоге.     Каждый участник диалога со своими, присущими именно ему особенностями мышления, может занять свою культурную позицию.
      Истина, которую ищут студенты  и преподаватель  в учебном диалоге, в науке и культуре, выступает как внутренне диалогичная. Своеобразие науки нашего времени   состоит в том, что процесс понимания в ней организован как одновременная актуализация нескольких дополнительных друг другу форм умозрения и логик (волновой и корпускулярной,  конструктивистской, формалистской). Поэтому в учебных диалогах, организованных вокруг наиболее элементарных понятий современной физики, математики, литературоведения, истории и т.п.,  студент  с первых лет обучения оказывается в ситуации, адекватной бытию современного ученого на вершинах науки.
     Данная структура уроков  диалога культур может быть реализована через следующую систему методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок», работа в парах, формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон, рождение авторского текста, схем и рисунков. [7]

    На уроке-диалоге у преподавателя  нет решения на поставленную  проблему, он её ищет вместе с обучающимися. В этом заключается существенная разница между проблемным обу­чением и уроком-диалогом. 

    В процессе работы над проблемами урока-диалога можно выделить следующие  педагогические техники: 

                   1. «Зеркало». 

                   Обучающийся  может оценить себя сам - на рефлексивном уровне, либо получить информацию о себе от других, опосредованно, как в системе зеркал, с различных сторон. Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку, учит адекватному восприятию себя и окружающих. 

                   2. «Сословие».

                Задача преподавателя , организующего диалог,- поставить обучающихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху.  В этом случае неизбежен диалог, противопоставление взглядов из разных логик, слоев на возникающий конфликт, проблему. Для обучающихся проблемы перехода границ очень актуальны (подросток – еще  не взрослый, но уже и не ребенок; в колледже – преуспевающий студент,  в среде ровесников - отверженный,   и наоборот).

                   3. «Карнавал».

            Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь обучающимся стать раскованными в общении, независимыми сначала за маской (своеобразная защита), потом без нее.

                   4. «Внесюжетная вставка».

                    Этот прием можно применить, когда необходимо сфокусировать обсуждаемую проблему в одной, существенно значимой точке, углубить конфликт, либо вывести его на другой, более высокий уровень: от диалога идей  до диалога культур. На уроке-диалоге внесюжетной вставкой может стать легенда, притча, история из жизни, литературное произведение или часть его, например рассказ И.Алтынсарина «Чистый родник», «Слова назидания» А.Кунанбаева, а порой - пословица или поговорка и т.д. Внесюжетная вставка может сыграть роль переключателя внимания, необходимой паузой для продолжения продуктив­ной работы на уроке. Она существенно обогащает урок, делает его более насыщенным, разноплановым.

                   5. «Авантюрность».

                   Известна  страсть обучающихся к приключениям, фантастике, игре. Поэтому этот прием призван, прежде всего, включить эмоциональный план, интерес к сюжету урока. Игра является формой организации учебной деятельности через диалог. В подростковом возрасте  игра может стать содержанием урока-диалога. [8]

       Мною  разработаны интегрированные уроки математики, истории и обществознания, химии, географии такие, как «К. Сатпаев - гордость казахстанской науки»,  «Казахстан. Страницы истории», «Пушкин и казахская литература», «Путешествие по городам мира», «География международного туризма», «Музыка и химия» , « По ступенькам бизнеса» и другие. Преподавание предметов естественно-математического цикла  в контексте диалога культур способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного и научного наследия  своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение.  Осуществление обучения и воспитания  с применением данной технологии способствует лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации,  положительно воздействует на эмоциональное состояние, способствует формированию толерантности студентов  к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций. Только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности студентов, позволяет добиваться  эффективных результатов в их воспитании. [9]

     Таким образом, результатом учебного процесса с использованием технологии диалога культур  и наследия народной педагогики И.Алтынсарина  и А.Кунанбаева является студент, который формируется как саморазвивающаяся   личность, моделирующая себя и свои отношения с другими людьми, способная к ролевой трансформации, свободно живущая в ситуации диалога культур государств и цивилизаций.

 

Литература:

 

 1. Хасиятулина В.Г. Формирование полиэтнической культуры  школьников на уроках истории и обществознания.

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/formirovaniya-polietnicheskoy-kultury-shkolnikov-na-urokah-istorii

2. Бурнаева В.А. Идеи И.Алтынсарина и А.Кунанбаева по духовно-нравственному воспитанию в контексте современной парадигмы образования.              http://infourok.ru/-43660.html

3. Ускенбаева С. Т. К вопросу об этнокультурном и поликультурном образовании в Казахстане - Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6.

4.Назарбаев Н.А.Стратегия «Казахстан-2050»:новый политический курс состоявшегося государства - газета «Костанайские новости», 20 декабря 2012 г.

5. Медведева И.А. Гуманитарные технологии в школе: коммуникативное    обеспечение в полиэтнической образовательной среде.  http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-  tekhnologii/library/gumanitarnye-tehnologii-v-shkole-kommunikativnoe

 6. Курганов С.Ю. Диалог как содержание мышления и обучения.

http://library20.info/book_209_glava_28_Kurganov_C.O._DIALOG_KAK_SODER.html 7. Курганов С.Ю. Педагогика С.Курганова- газета «Первое сентября», 2000,№ 55.           8.В.В.Бутакова .Образовательная технология «Школа диалога культур» на      

     уроке литературы.   http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/obrazovatelnaya-  

     tehnologiya-shkola-dialoga-kultur-na-uroke-literatury

  9.Зубрилина И.В.Технология диалога культур: воспитание     

      гражданственности и социокультурной компетенции.  

      http://inesszubrilina.ucoz.ru/index/tekhnologija_dialoga_kultur/0-9

Категория: Мои статьи | Добавил: gevorckyanalexander (15.06.2016) | Автор: Геворкян Александр Робертович E
Просмотров: 696 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Тобольский профессионально-технический колледж
  • Олимпиады и видеоуроки Д.Тарасов
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    uCoz