ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Современный образовательный процесс в соответствии с ФГОС»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Александр Робертович Геворкян, преподаватель математики,
высшая квалификационная категория,
КГКП «Тобольский профессионально – технический колледж», п. Тобол, Костанайская обл., Республика Казахстан (эссе, практикум, Сочи, заезд 20 июля 28 июля 2015 года)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГА КУЛЬТУР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УРОКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИЛИН.
Аннотация
Статья посвящена применению технологии диалога культур в преподавании общеобразовательных и специальных дисциплин. В ней описаны структурные компоненты урока, выделены основные элементы технологии, определены типы уроков-диалогов. В статье отражены основные методические и дидактические приёмы, с помощью которых обеспечивается результативность уроков.
Annotation
This article focuses on the use of technology in the teaching of the dialogue of cultures and secondary specialized disciplines. It describes the structural components of the lesson, and the main elements of technology, defines the types of lessons - dialogues. The article reflected the main methodological and didactic techniques, with the aid of which the effectiveness of the lessons provided.
Ключевые слова: технология диалога культур, коммуникация, парадигма, ключевые компетенции, рефлексия, педагогические техники.
Keywords: technology dialogue between cultures, communication, paradigm, core competencies, reflection, pedagogical techniques.
Введение.
Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важнейшей составляющей процесса обучения. В педагогической культуре выделяется внутриличностный диалог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (коммуникация) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.[3]
В Законе РК «Об образовании»[1] подчеркивается: образовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации обучающихся к жизни в обществе, гражданской позиции. Выпускник колледжа должен иметь знания о мире, о своих способностях и уметь самореализовываться в жизни. Ему необходимо иметь определенный внутренний стержень, личностное ядро, мировоззрение, определенные личностные убеждения. Человек, глухой к голосам других, несвободен, поскольку он не понимает мира, в котором живет.
Очевидно, что для воспитания такого человека необходимо изменить существующие подходы, основанные на новой педагогической парадигме перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному. [2]
Исходя из своего опыта преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин, считаю, что для реализации данного подхода наиболее близка технология диалога культур .
Использование данной технологии позволяет решить насущные проблемы современного образования, заявленные в Государственной программа развития образования:
- формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, таких как осознанное изучение государственного и родного языка, овладение на его базе иностранными языками, освоение исследовательской культуры, информационно-коммуникативных технологий;
- познание самого себя;
- своевременный и грамотный выбор профиля дальнейшего обучения.
Школа диалога культур предполагает развитие коммуникативных, творческих, мыслетехнических, рефлексивных способностей.[3]
Структурные компоненты урока.
Охарактеризуем структурные компоненты урока:
1.Цель урока формулируется с помощью дихотомической пары понятий “ иметь — уметь”. Студент на уроке может не только получить знания об изучаемом объекте, предмете, событии, но обрести опыт события: сотрудничества, состязания, созидания, сохранения.
II. Содержание урока. Полемические исследования на уроке диалога культур основаны на тексте. Отбор текстов передающих ценностные смыслы различных эпох — важное условие достижения образовательных целей. К текстам обязательно формулируются проблемные вопросы, творческие задания.
III. Способы достижения цели. Цели можно достичь, созерцая явления, события и сосредотачиваясь на их сути. Акцент делается на более продуктивных способах познания: соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение и др.
IV.Средства достижения целей. Здесь имеется в виду образовательная среда, которая способна обеспечить качественный образовательный результат. Урок диалога культур требует особой атмосферы с высокой степенью комфортности для студента и преподавателя. Уроки диалога культур позволяют пробудить эмоционально-чувственную сферу обучающегося.
V. Управленческие действия преподавателя. Грамотная и четкая постановка целей урока, выбор продуктивных способов обучения, обеспечение комфортной образовательной среды — это аспекты педагогического управления.
Данная структура урока диалога культур может быть реализована через следующую систему методических и дидактических приемов: микродискуссия, устный «поединок», работа в парах, формулировка собственных суждений, дидактические игры, тренинги, дебаты, решение проблемных вопросов, свободный микрофон, рождение авторского текста, схем и рисунков.[4]
На уроке-диалоге у преподавателя нет решения на поставленную проблему, он её ищет вместе с обучающимися. В этом заключается существенная разница между проблемным обучением и уроком-диалогом.
Педагогические техники урока-диалога.
В процессе работы над проблемами урока-диалога можно выделить следующие педагогические техники:
1. «Зеркало».
Обучающийся может оценить себя сам - на рефлексивном уровне, либо получить информацию о себе от других, опосредованно, как в системе зеркал, с различных сторон. Этот прием имеет большое психологическое значение, так как существенно повышает самооценку, учит адекватному восприятию себя и окружающих.
2. «Сословие».
Задача преподавателя , организующего диалог,- поставить обучающихся в ситуацию перехода в другую логику, эпоху. В этом случае неизбежен диалог, противопоставление взглядов из разных логик, слоев на возникающий конфликт, проблему. Для обучающихся проблемы перехода границ очень актуальны (подросток – еще не взрослый, но уже и не ребенок; в колледже – преуспевающий студент, в среде ровесников - отверженный, и наоборот).
3. «Карнавал».
Каждый участник диалога действует и говорит от имени какого-то героя и обращается тоже к герою, но вкладывает при этом свой смысл в сказанное. Этот прием позволяет помочь обучающимся стать раскованными в общении.
4. «Внесюжетная вставка».
Этот прием можно применить, когда необходимо сфокусировать обсуждаемую проблему в одной точке, углубить конфликт, либо вывести его на другой, более высокий уровень: от диалога идей до диалога культур. На уроке-диалоге внесюжетной вставкой может стать легенда, притча, история из жизни, литературное произведение или часть его, а порой - пословица или поговорка Внесюжетная вставка может сыграть роль переключателя внимания, необходимой паузой для продолжения продуктивной работы на уроке. Она существенно обогащает урок, делает его более насыщенным, разноплановым.
5. «Авантюрность».
Известна страсть обучающихся к приключениям, фантастике, игре. Поэтому этот прием призван, прежде всего, включить эмоциональный план, интерес к сюжету урока. Игра является формой организации учебной деятельности через диалог. В подростковом возрасте игра может стать содержанием урока-диалога.
Типы уроков-диалогов культур.
Любая значимая информация для человека проходит в его сознании определенные этапы. Сначала – ознакомление с информацией, затем - ее осмысление, потом - проживание и диалогирование, что требует значительного времени, в результате - присвоение информации и человеческого опыта. Подобно этим этапам можно определить и типы уроков-диалогов, что соответствует типам уроков в развивающем обучении по В. В. Давыдову:
1.Урок-постановка учебной задачи либо ее переопределение.
Может из одной задачи переопределяться несколько смежных задач, и тогда их предстоит решать в своеобразном комплексе-веере: сначала развести, чтобы позже снова соединить. Это важнейший тип уроков, на котором преподаватель должен убедиться, что поставленная проблема или спектр переопределенных задач понят, важен и значим для каждого студента, что процесс ознакомления с проблемой состоялся.
2. Моделирование версий, реплик, голосов различных логик, культур.
Каждая версия, реплика обсуждается, уточняется и либо принимается и фиксируется, либо отвергается автором версии как несостоятельная. Таким образом, происходит процесс осмысления проблемы.
3.Урок решения частных задач или проверка версий. На каждом этапе важно организовать то поле диалога, на котором будут сталкиваться мнения, идеи, логики, культуры. Здесь должен действовать принцип: «Глупых вопросов и ответов не бывает». Каждая нестандартная версия, каждое абсурдное мнение имеет право на жизнь, может вырасти до культурных рамок. Малозначимый вопрос и уже найденный ранее и поэтому несущественный ответ для одного может быть бесконечно важен и ценным для другого, так как каждый нащупывает свой личный путь постижения истины. Этот тип урока представляется наиболее сложным, так как требует от преподавателя и обучающихся высокого интеллектуального напряжения, больших эмоциональных усилий, предельной концентрации памяти и внимания. Именно на этих уроках происходит проживание опыта человечества в развитии подростка .
4. Контрольный урок или соотнесение своих версий с другими.
Здесь идет процесс присвоения полученных знаний, их обобщение, создание учебных произведений.
5.Рефлексия.
После прохождения пути от псевдопонятия (чужого авторитета) к собственному, своему, личностному понятию, подросток анализирует все этапы своего продвижения, делает выводы, отмечает неудачи. Этот этап предполагает освоение культурных норм и ценностей, которое должны быть осознаны не как безусловная данность, а как результат длительного исторического развития, напряженной духовной работы человека. Здесь происходит осознание своей внутренней позиции в контексте данного культурного пространства.
Перечисленные типы уроков-диалогов могут быть совмещены в одном уроке или, наоборот, каждому типу будет соответствовать один или несколько уроков, что зависит в каждом конкретном случае от множества причин: от актуальности обсуждаемой проблемы до продолжительности урока. [3]
Используя данную технологию, мною разработаны интегрированные уроки математики, истории и обществознания, химии, географии такие, как «К. Сатпаев - гордость казахстанской науки», «Казахстан. Страницы истории», «Пушкин и казахская литература», «Путешествие по городам мира», «География международного туризма», «Музыка и химия», « По ступенькам бизнеса» и другие.
Таким образом, результатом учебного процесса с использованием технологии диалога культур является студент, который формируется как саморазвивающаяся личность, моделирующая себя и свои отношения с другими людьми, способная к ролевой трансформации, свободно живущая в ситуации диалога культур государств и цивилизаций.
Литература :
1 .Закон РК « Об образовании». 27 июля 2007 г.
2. Н.П.Волосян «Применение технологии диалога культур на уроках русского языка», ж. «Менеджмент в образовании» № 2-2005 с. 10-15
3.В.В.Бутакова « Образовательная технология «Школа диалога культур» на уроке литературы» http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/obrazovatelnaya-tehnologiya-shkola-dialoga-kultur-na-uroke-literatury
4. С. Курганов « Педагогика С.Курганова», газета «Первое сентября»,
№ 55-2000г.
|