Размышления о Санкт-Петербургском международном педагогическом форуме.
Геворкян Александр Робертович, преподаватель
общеобразовательных и специальных дисциплин
КГКП « Тобольский профессионально-технический колледж
Управления образования акимата Костанайской области»
В июле текущего года мне довелось принять участие в VI Санкт-Петербургском международном педагогическом форуме по теме « Педагогические технологии и инновации: российский и международный опыт». В городе призрачных белых ночей, прекрасных парков и садов, замечательных дворцовых ансамблей встретились учителя и воспитатели, учёные, эксперты, руководители образовательных учреждений, психологи и другие специалисты для обмена практическим опытом, повышения профессиональной квалификации, неформального общения, установления международного сотрудничества между специалистами в области современного образования.
На форум приехало более 300 коллег из ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Молдовы, Казахстана, Беларуси, США, Турции, Египта, Финляндии, Израиля и др.), а также педагоги из различных регионов России. Форум предоставил возможность познакомиться с продуктивными технологиями индивидуализированного и модульного обучения, работой с одарёнными детьми, авторами учебников и школьных программ, преемственностью на всех ступенях образования, организацией разностороннего развития обучающихся.
Это были пять дней тренингов, семинаров, круглых столов для учителей-предметников, воспитателей, классных руководителей и менеджеров образовательных учреждений, мастер-классов, консультаций, дискуссий, обсуждений передовых педагогических идей, концепций и программ, выступлений коллег из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Специальным гостем была Ирина Хакамада, известный публичный политик, общественный деятель, писатель, теле - и радиоведущая, которая провела мастер-класс «Дао жизни». Она, подобно шеф-повару, создала собственный рецепт жизни, перемешав такие разные ингредиенты, как западные подходы в бизнесе, восточную философию, российскую культуру модерна и постмодернизм. Участники получили ответы на вопросы: « С чего начинается лидерство? Как строить социальные связи и для чего это необходимо? Каковы технологии успеха?»
Шилова Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории инноватики в педагогическом образовании выступила с докладом: «Современная образовательная информационная среда», в котором обратила внимание на мобильность и гибкость системы образования, на значительное расширение возможностей самообразования и усиление гуманитарной направленности использования ИКТ, на критериальное и формирующее оценивание, использование электронных учебных материалов в учебно-воспитательном процессе.
Найденова Зоя Георгиевна, доктор педагогических наук, Народный учитель России, проректор по научно-методической и инновационной деятельности Ленинградского областного института развития образования обозначила "Тренды образования – 2014":
- независимая оценка качества образования;
- совершенствование профессионального уровня педагогических работников; повышение их заинтересованности в качестве своего труда;
- повышение заработной платы педагогических работников и научных сотрудников;
- широкий охват дошкольным образованием,
- развитие системы дополнительного образования, выявления и развития молодых талантов;
- расширение доступности образования для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие мероприятий по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повышение уровня информационной открытости.
Были перечислены тенденции 21 века:
- экономика знаний - постоянно изменяющаяся структура рынка труда;
- доступность многообразной информации, быстрое изменение технологий;
- креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности;
- ценность самоидентификации личности.
Каким должен быть человек 21 века:
- Ориентированность на знания и использование новых технологий.
- Активное стремление расширить жизненный горизонт.
- Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
- Активное финансовое поведение.
- Здоровый и безопасный образ жизни.
- Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
В ходе круглых столов: «Проблемы преподавания естественно-математических наук», «Проблемы преподавания в начальной школе», «Проблемы преподавания гуманитарных наук» участники познакомились с панорамой уроков, технологиями преподавания предметов.
Во время мастер-класса «Инновационные образовательные технологии и методы их реализации» Казачковой Татьяны Борисовны, кандидата педагогических наук, заместителя директора школы по опытно-экспериментальной работе, одного из организаторов ассоциации учителей «Петербургское Новое образование» участники размышляли над проблемами, тормозящими развитие инновационного движения в педагогике, делились опытом поиска путей решения актуальных педагогических задач в организации такого учебно-воспитательного процесса, когда каждый обучающийся имеет возможность раскрыть свой творческий потенциал. Ведущая мастер-класса рассказала об эффектах полисубъектного метода в использовании инновационных технологий, поделилась успехами и неудачами опытно-экспериментальной работы по конструированию вариативных способов использования современных образовательных технологий. Мы прикоснулись к опыту организации образовательного процесса с ориентацией на развитие и самосовершенствование каждого ученика, увидели, как в процессе диалогового взаимодействия рождаются общности, объединённые единой потребностью к позитивному созиданию, как в человеке пробуждается человеческое. Участники разделились на группы и создавали проект по предложенной теме.
Во время этого мастер - класса я поделился опытом применения инновационных технологий в сочетании с технологией диалога культур в учебно-воспитательном процессе уроков общеобразовательных и специальных дисциплин. Использование технологии диалога культур в сочетании с другими позволяет решить насущные проблемы современного образования, заявленные в Законе РК «Об образовании» и Государственной программе развития образования в РК до 2020 года: формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, освоение исследовательской культуры, информационно-коммуникативных технологий.
Помимо обмена опытом с коллегами из Казахстана (Караганда, Актюбинск), России и дальнего зарубежья, в программе форума была различная культурная программа, знакомство с историей Санкт-Петербурга, одним из красивейших городов мира. Петербургские улицы и дома хранят память о замечательных писателях, композиторах и художниках. Созерцание этого города радует взор, успокаивает душу, пленяет ум…
На творческом вечере «Любви священные уроки» вместе с актрисой Татьяной Бердниковой свои стихи читал доктор педагогики, действительный член и профессор Академии русской словесности им. Г.Р.Державина В.Г.Орешкин.
Это были пять запоминающихся дней общения с коллегами, творческого поиска, хорошего настроения, знакомств и обмена адресами.
|