Сабақтың тақырыбы / Тема урока: Математика в профессии «Повар»
Сабақтың мақсаттары / Цели урока:
Білімдік / Образовательная:
- показать значимость математики для формирования профессиональных компетенций.
Дамытушылық / Развивающая:
- формирование умений математически обрабатывать самостоятельно получаемые данные, делать выводы;
- создать условия для формирования умений и навыков применять знания в различных конкретных ситуациях;
- осуществить перенос полученных знаний на уроках математики к специальным дисциплинам применительно к профессии.
Тәрбиелік / Воспитательная:
- воспитывать у студентов любознательность через познавательную информацию;
- содействовать воспитанию интереса к математике;
- воспитывать у студентов культуру труда.
Сабақтың түрлері / Тип урока: урок применения полученных знаний и умений.
Сабақтың жүйесі / Форма урока – практикум.
Оқыту әдістері /Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, проблемно-поисковый, групповой.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия: презентация к уроку, раздаточный материал с практическим содержанием, таблицы содержания белков, жиров и углеводов в некоторых продуктах питания, таблица перевода мер продуктов в граммы, Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий 2005г., форма отчёта самостоятельной работы, калькулятор.
Сабақтың жоспары/План урока:
1. Ұйымдастыру кезеңі. Организационный момент
Эпиграф: «…нет ни одной области в математике,
которая когда-либо не окажется применимой
к явлениям действительного мира…»
Н.И. Лобачевский
Ребята, когда вы пришли учиться в наш колледж, вы обратили внимание, что в расписании уроков есть математика. А не возник ли у вас вопрос? Я получаю профессию «Повар», зачем мне нужна эта дисциплина? Как вы думаете, а математика может пригодиться повару в его профессиональной деятельности?
Наша задача сегодня на уроке убедиться (подтвердить ваши ответы) в том, что знания по математике необходимы в вашей будущей профессии. Для этого мы будем решать различные задачи, где объединим математику и специальные дисциплины.
2. Алғам білімдерін актуализациялау.Актуализация опорных знаний:
Вопросы для разминки.
1.Какая страна является родиной огурца? (Индия)
2.Холодное блюдо из нарезанных овощей или фруктов?(Салат)
3.Родина картофеля и томата? (Америка)
4.Что означает « Кабачок» в переводе с турецкого? (Тыква)
5.Кто первый назвал томаты помидорами? ( Итальянцы)
6.Какой овощ в переводе с латинского означает « голова»? (Капуста)
7.Овощ, который используется при производстве сахара.
8.Какой овощ в больших количествах употребляли греческие воины для повышения боеготовности. (Лук)
9.Какой овощ называли «Золотым яблоком»? ( Томат)
10.Пифагор называл его царем среди приправ. («Чеснок»)
Вопросы по математике:
1.Как называется правильная треугольная пирамида? ( Тетраэдр)
2.Какая фигура лежит в основании правильной четырехугольной пирамиды? (квадрат)
3.Каким свойством обладает диагональ прямоугольного параллелепипеда? (Квадрат диагонали равен сумме квадратов трех его измерений.)
4.Как называется высота боковой грани правильной пирамиды? (Апофема)
5 . Самая высокая пирамида ( Пирамида Хеопса)
Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.
кондитер
уравнение
знаменатель
Найдите геометрические фигуры в кондитерских изделиях:
На уроках производственного обучения и на технологии приготовления пищи вы познакомились с темой «Виды нарезок», давайте соотнесём эту тему со знаниями по математике.
Соломка. Для того чтобы нарезать овощи соломкой, их режут на тонкие пластинки толщиной 2мм. И шинкуют соломкой длинной 4-5 см., сечением 0,2*0,2см.
Какое геометрическое тело образуется при нарезке соломкой? Что такое, с геометрической точки зрения, длина соломки и сечение 0,2*0,2см.? (Параллелепипед. Длина - это высота параллелепипеда, сечение - это основание параллелепипеда)
Брусочки. Сырой картофель нарезают на пластины толщиной 0,7-1.0 см. и разрезают на брусочки 3-4 см. Какая геометрическая фигура лежит в основании брусочка? (Квадрат или прямоугольник)
Кубики. Овощи вначале нарезают на пластинки, разрезают их на брусочки, а затем режут на кубики. В зависимости от назначения кубики нарезают сечением: крупные: 2-2,5см.,средние: 1-1,5 см., мелкие: 0,3-0,5 см. Мелкими кубиками нарезают уже вареные овощи для гарнира и холодных блюд и салатов. Назовите чему равно ребро куба каждого вида нарезки.(2-2,5;1-1,5;0,3-0,5)
3.Тәжірибелік мазмұнды тапсырмалар орындау.Решение задач с практическим содержанием.
3.1. Перед вами блюдо для подачи шашлыков. Верхнее его основание подвижно, т.к. длина шампуров может быть различной. На какой высоте необходимо закрепить верхнее основание от дна блюда, чтобы вставить шампуры. Если рабочая длина шампура 25 см. Расстояние от оси блюда до нижнего отверстия, в которое вставляется шампур 25см. А расстояние от оси до верхнего отверстия – 10 см. Глубина блюда равна 3 см.
Решение: ВС = ОС – ОВ = 25 – 10 = 15 по т. Пифагора найдём АВ2 = АС2 – ВС2 = 252 – 152 = 625 – 225 = 400, АВ = 20 см. поэтому Н = 20 + 3 = 23 см. – на такой высоте нужно закрепить верхнее основание блюда.
3.2. Врачи рекомендуют дневную норму питания распределить на 4 приема:
- утренний завтрак - 0,2
- второй завтрак - 0,1
- обед - 0,5
- ужин – 0,2.
Запишите предлагаемую норму в %.
3.3.При снятии фактических остатков оказалось 31,2 кг говядины тушеной крупным куском. Определите, сколько говядины было израсходовано, если потери при тепловой обработке составляют 40%, а отходы при холодной обработке 26 %.
3.4. По графику процесса приготовления первого блюда определите
- время приготовления блюда;
- температуру закипания бульона;
- время варки на медленном огне;
- температуру процесса настоя готового блюда.
е задачи:4. Оқушылардың өздік жұмысы .Самостоятельная работа учащихся.
1 задание. Заполните таблицу.
Простые формы нарезки
|
В приготовлении каких блюд используется
|
Форму какого геометрического тела имеет данная нарезка
|
Брусочки
|
|
|
Кубики
|
|
|
Соломка
|
|
|
2 задание
а) Составить технологическую карту по каждому блюду; ( 1 гр.- картофель фри, 2 гр.- гречневая каша, 3 гр.-овощное рагу, 4 гр. – рисовая каша)
б) Подобрать необходимую посуду для ваших блюд с учётом привара;
в) Рассчитать калорийность полученных блюд.
г) Каждой группе предоставить отчёт о проделанной работе по плану.
5. Қорытынды багалау .Подведение итогов
Какие профессиональные задачи мы решали на уроке?
Умение решать такие задачи поможет вам приобрести уверенность в вашей профессиональной деятельности и гарантирует защищённость на современном рынке труда.
Оценки за урок. За выполнение самостоятельной работы бригадир распределил вам премию. Согласно следующим критериям ваши премии превращаются в оценки за урок.
6. Үй тапсырмасы. Домашнее задание.Выполнить модель любого многогранника. Вычислить его площадь поверхности.
7.Рефлексия.
- Друзья, сегодня на уроке мы систематизировали знания по математике и специальным дисциплинам по вашей профессии.
- Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.
- И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас заполнить анкеты, лежащие на ваших столах.
Анкета для обучающихся.
Уважаемый коллега!
Ответь, пожалуйста, на нижеперечисленные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были искренними, честными и полными.
1. Твое отношение к сегодняшнему уроку (выбери вариант ответа):
а) отличный, интересный, захватывающий;
б) хороший, содержательный, заставляющий работать;
в) нормальный обычный;
г) скучный, работа без интереса;
д) бесполезный, совсем не интересный.
е) твой вариант ответа ____________________________________
2. Какие события, факты, закономерности, формулы, явления, правила ты усвоил на уроке?
________________________________________________________
3. Чему новому ты научился на уроке?
________________________________________________________
4. Какие были главные мысли на уроке?
________________________________________________________
5. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке.
________________________________________________________
6. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил себе? ________
7. Какую оценку за работу на уроке ты бы поставил учителю? ______
Спасибо за сотрудничество!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта
|
|
Наименование блюда: _______________________________________________
|
|
|
|
|
|
Раскладка № ____________ по колонке 1
|
|
|
|
|
|
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий издания _________г.
|
|
|
|
|
|
№
|
Наименование продукта
|
Норма брутто на порцию в гр.
|
Норма нетто на порцию в гр.
|
На расчетное колличество порций сырье (кг) специи (кг) по весу нетто
|
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выход порций в граммах: а)общий вес -
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
б)
|
|
|
|
в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТЧЁТ
1) Количество продуктов для приготовления блюда.
2) Необходимая посуда для блюда - …….л.
3) Энергетическая ценность одной порции - ……ккал
Литература:
- Аврамец Л.Н., Кунакова Л.В. Интегрированный урок по теме « Многогранники и тела вращения» sportal.ru/shkola/geometriya/library/2014/05/13/binarnyy-urok-po-matematike-i-kulinarii-po-teme-mnogogranniki-i
- Петухова А.К., Добровольская Н.В. Математика в моей профессии.
http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/101161
3. Кулишкина Л.М. .Перпендикуляр и наклонная.
http://festival.1september.ru/articles/634489/
4. М.С.Дариенко Математика в профессии «Повар,кондитер http://infourok.ru/plan_vneauditornogo_zanyatiya_matematika_v_professii_povar_konditer-503734.htm
|